24 ноября 2011 года


Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 75-летию Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества «МГДД(Ю)Т В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ».

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

Юбилейная конференция, посвященная 75-летию Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества - своего рода повод для осмысления опыта, накопленного в системе дополнительного образования детей, способ выработки планов на будущее.
 
В середине 1930-х годов в крупных городах СССР стали возникать дома и дворцы пионеров и школьников - первые многопрофильные внешкольные учреждения. Они создавались с учетом успешного опыта работы специализированных внешкольных учреждений (станций юных техников, юных натуралистов, туристов и т.п.) и деятельности пионерской организации. Центральной была идея многообразия, когда на одной территории собирались разные детские коллективы - художественные, спортивные, технического творчества и др., что открывало перед воспитанниками широкие перспективы для выбора, возможность попробовать себя в самых разных областях деятельности, подружиться со сверстниками с иными интересами. Такие учреждения, став первыми «университетами» для ребят школьного возраста, были открыты в Санкт-Петербурге, Москве, Челябинске, Томске и многих других городах. В это время их главными функциями были системная идеологическая работа с подрастающим поколением, а также массовое вовлечение детей в практическую деятельность под руководством специалистов из различных отраслей народного хозяйства, науки, искусства, спорта.

Начало 1960-х годов знаменовалось началом строительства для дворцов пионеров специальных современных комплексов. Первым их них стал прекрасный комплекс зданий на Ленинских горах. Позже были построены здания в Минске, Киеве, Алма-Ате и других столицах союзных республик. В областных центрах возводились здания дворцов по типовому проекту. На основе наработанного в предыдущие годы опыта дворцы пионеров постепенно превращались в центры методического опыта, выполняли роль координаторов многочисленных городских программ в области детского творчества; многие из них стали центрами всесоюзной пионерской организации - одной из наиболее эффективных систем воспитательной работы с детьми, которые и сегодня известны в мире (наряду со скаутской системой).
Закон РФ «Об образовании» 1992 г. превратил внешкольные учреждения в учреждения дополнительного образования детей. Каждое из них находило собственный путь развития, где-то сохранив методические функции по отношению к школьным блокам дополнительного образования, где-то взяв на себя координацию городских культурно-массовых программ, где-то создав интегрированные образовательные системы с общеобразовательными школами и вузами. Различалась и региональная политика в отношении дворцов, домов, центров детского творчества. Но в целом социальная роль трансформированных внешкольных учреждений в системе образования несколько снизилась.
С тех пор прошло 20 лет. В настоящее время вновь повышается значение и востребованность учреждений дополнительного образования детей, включая крупные многопрофильные учреждения. Дополнительное образование, реализуемое в них, может обеспечить индивидуальную траекторию творческого развития для каждого ребенка; способно включать детей в социально продуктивную деятельность; имеет возможность осуществлять реальные интеграционные связи между образованием и наукой, культурой, спортом.

Вместе с тем на современном этапе развития дополнительного образования детей существует и ряд проблем, требующих обсуждения. Они обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. К числу внешних обстоятельств относятся перемены, произошедшие в социальной системе общества, изменения в структуре ценностей населения, противоречия в реформировании российской системы образования и др. К внутренним факторам - недостаточная проработанность нормативно-правовой базы самого дополнительного образования детей, отставание в разработке методологических аспектов развития его содержания и понятийного аппарата, несформированность экономических механизмов регулирования дополнительного образования с учетом его специфики. Новые реалии требуют переосмысления в определении приоритетов дополнительного образования, новых форм работы с детьми, роли многопрофильных учреждений дополнительного образования детей в качестве методологических, методических и координационных центров внешкольной работы.

С учетом вышеизложенного, структура настоящей конференции выстроена следующим образом.
Программно-методическое обеспечение является основой, определяющей «лицо» каждого вида образования; поэтому первая секция конференции посвящена именно этой проблематике и называется «Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности в многопрофильных УДОД». В дополнительном образовании детей определены требования к образовательным программам, условиям организации образовательного процесса; образовательная деятельность дифференцирована по ряду направленностей и множеству видов; апробирована совокупность применяемых методов; прорабатываются требования к образовательным результатам. Обмен опытом в данной сфере весьма продуктивен.

Особого анализа требует многообразие практических способов осуществления образовательной деятельности в многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей, апробация новых видов деятельности, инновационная комбинаторика традиционных направлений, разработка локальных нормативных документов, регулирующих организацию образовательной деятельности в режиме функционирования и развития и т.п. Этим и другим вопросам, отражающим стремление данных учреждений адекватно реагировать на изменяющиеся потребности населения, посвящена секция «Многообразие образовательной практики УДОД».

Образовательные программы и их методическое обеспечение, разнообразие организационных форм не являются единственным условием высокого качества образования. На него существенно влияет состав и структура той социокультурной среды, которая окружает ребенка во дворце или доме творчества. Речь идет о таких характерных для учреждений дополнительного образования детей явлениях, как динамичность, открытость, многофункциональность окружающего пространства; качество интерьеров; богатство тематики массовых досуговых мероприятий; возможность участия в коллективных общественных делах и др. Соответственно этому третья секция называется «Социокультурная деятельность в дополнительном образовании детей и детское общественное движение».
Эффективность освоения детьми содержания образования, даже при наличии у них высокой мотивации к познанию и творчеству, во многом зависит от применяемых образовательных технологий. Если в общем образовании ведущей была и, скорее всего, останется таковой классно-урочная схема организации занятий, то в дополнительном образовании детей ведущими являются технологии, которые позволяют каждому ребенку максимально проявить свои творческие возможности, заинтересовать его конкретным видом деятельности, который может превратиться в хобби, а в дальнейшем - в профессию. Это, прежде всего, такие технологии, как игровые, проектно-исследовательские, продуктивно-творческие, информационно-коммуникационные и др. Практика показывает, что многие технологии, зародившиеся в сфере дополнительного образования, в том числе чрезвычайно популярные сегодня деятельностные технологии, получили затем массовое распространение в лицеях, гимназиях, коррекционных школах и иных образовательных учреждениях. Проблемы развития образовательных технологий рассматриваются на секции «Современные образовательные технологии: опыт МГДД(Ю)Т и других учреждений».

Учреждения дополнительного образования детей на практике являются открытой площадкой взаимодействия со школами, вузами, учреждениями науки, культуры, спорта, профессиональными сообществами. Источник востребованности и эффективности многопрофильных УДОД - широкие сетевые связи с самыми разнообразными субъектами системы образования и общества в целом. Выстраивание такого взаимодействия - отдельная задача, которую необходимо решать каждому учреждению системы дополнительного образования детей. Опыт учреждений, успешно поддерживающих такие связи, предлагается к рассмотрению на секции «Роль дополнительного образования детей в формировании единого образовательного пространства на основе развития сетевого и межведомственного взаимодействия».

Аккумуляция и творческое обсуждение позитивного опыта, представленного на конференции, позволит рельефно выявить миссию и функции учреждений дополнительного образования детей на нынешнем этапе развития нашего общества, заявить их как важнейший институт современного социума, обозначить приоритетные направления развития их деятельности.

Оргкомитет:
Департамент образования города Москвы
Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества
 
Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 75-летию Дворца «МГДД(Ю)Т в системе дополнительного образования детей: история и современность»
24 ноября 2011 года
МГДД(Ю)Т, Малый зал

РЕГЛАМЕНТ КОНФЕРЕНЦИИ
10.00 - 11.00 - Регистрация участников в фойе Малого зала
11.00 - 12.30 - Пленарное заседание:
Открытие конференции - Шашков Андрей Анатольевич, директор МГДД(Ю)Т, кандидат педагогических наук
Приветственное слово Голодец Ольги Юрьевны, заместителя Мэра Москвы

Доклады:
1. Миссия дополнительного образования детей в контексте современной социальной политики -
Асмолов Александр Григорьевич - академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности МГУ.
2. К проблеме сохранения и развития качественной определенности дополнительного образования детей в системе образования России -
Логинова Лариса Геннадиевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ.
Приветствие детей участникам конференции
12.30-13.00 Кофе-брейк (фойе Малого зала)
13.00-15.00 - Работа секций:
Секция 1 «Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности в многопрофильных УДОД» - ауд. 5-20 (хоровой класс)
Секция 2 «Многообразие образовательной практики учреждений дополнительного образования детей» - ауд. 3-01
Секция 3 «Социокультурная деятельность в дополнительном образовании детей и детское общественное движение» - ауд. 6-39 (хоровой класс)
Секция 4 «Современные образовательные технологии: опыт МГДД(Ю)Т и других образовательных учреждений» - Малый зал
Секция 5 «Роль дополнительного образования детей в формировании единого образовательного пространства на основе развития сетевого и межведомственного взаимодействия» - ауд. 1-18
15.00 -15.30 - Пленарное заседание:
1. Подведение итогов работы секций - Соболев Виктор Ермолаевич,
первый заместитель директора МГДД(Ю)Т
2. Награждение победителей открытого Всероссийского конкурса «Мониторинг образовательных результатов в программах ДОД», проведенного в 2010-11 уч. г. журналом «Дополнительное образование и воспитание» совместно с Общероссийским общественным движением творческих педагогов «Исследователь» и МГДД(Ю)Т.
3. Заключительное слово Калины Исаака Иосифовича, руководителя Департамента образования города Москвы.
15.30 - 16.30 - Обед
16.30 - 17.30 - Мастер-классы педагогов МГДД(Ю)Т:
1) Сычева Г.А. Программа «6 ступеней мастерства» (спортивные танцы).
2) Волобуева И.И. Квиллинг в современном оформлении подарков.
3) Разумов Ю.И. Робототехника с компьютерным программированием.
4) Колосков А.В. Природа под микроскопом.
5) Дмитриева Н.В. Археоастрономия (астрономия древних) в естественнонаучном цикле дополнительного образования детей.
6) Пшеничнер А.Б. Коммуникативные приемы в работе с детьми.
7) Русанов Г.М. Дартс - игра миллионов.
 

Секция 1
«Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности в многопрофильных УДОД»
Ауд. 5-20 (хоровой класс)
Руководители секции:
Клёнова Нина Владимировна - директор Городского программно-методического центра ДОД МГДД(Ю)Т, к.филос.н.
Власова Татьяна Анатольевна - зав. отделом центра организации образовательной деятельности МГДД(Ю)Т
План работы секции
1. Анализ социального заказа - базовая основа деятельности современного УДОД - Абдухакимова С. А., зав. отделом ГПМЦ МГДД(Ю)Т, к.социол.н.
2. Системный подход к программно-методическому обеспечению образовательной деятельности УДОД - Клёнова Н. В., директор ГПМЦ МГДД(Ю)Т, к.филос.н.
3. От образовательных программ - к образовательно-методическим комплексам (о новом уровне программирования на примере ОМК «Информационные технологии») - Ковалёв С. Н., педагог ДО отдела технического творчества МГДД(Ю)Т, к.т.н.
4. Уникальность и универсальность ОМК «Ракетомоделизм и ракетомодельный спорт» - Крылова В. А., зав. сектором отдела технического творчества МГДД(Ю)Т.
5. Уровневая классификация образовательных программ - Харитонов Н. П., зав. отделом ЦООД МГДД(Ю)Т.
6. Краткосрочные цикличные программы - эффективный путь первичного включения школьников в систему ДОД - Клепикова Н.И., педагог ДО Центра детского творчества ЮЗАО г. Москвы.
7. Комплексные развивающие программы как способ интеграции основного и дополнительного образования в реализации ФГОС - Старшова О. Н., директор Дворца творчества детей и юношества, г. Петрозаводск.
8. Опыт комплексного подхода к организации мониторинга образовательных результатов обучающихся - Новожилова Н. Б., педагог-психолог Центра детского творчества ЮЗАО г. Москвы.
9. Программа организации мониторинга качества образования в Центре детского творчества г. Сургута - Раченкова А.Ю., методист Центра детского творчества, г. Сургут.
10. Аттестация обучающихся как фактор повышения качества ДОД - Ядрышникова И.Ю., зам. директора Дворца детского (юношеского) творчества, г. Пермь.
11. Опыт и перспективы развития информационно-методического обеспечения образовательного процесса в Центре экологического образования МГДД(Ю)Т - Эгнаташвили Т. Д., зав. лабораторией центра экологического образования МГДД(Ю)Т, Колосков А. В.., зав. кабинетом центра экологического образования МГДД(Ю)Т, к.пед.н.

Секция 2
«Многообразие образовательной практики учреждений дополнительного образования детей»
Ауд. 3-01
Руководители секции:
Баднина Нина Анатольевна - зав. центром организации образовательной деятельности МГДД(Ю)Т
Данько Евгения Александровна, зав. отделом Городского программно-методического центра ДОД МГДД(Ю)Т
План работы секции
1. Развитие дополнительного образования детей Юго-Западного учебного округа г. Москвы в условиях эксперимента - Фомина А.Б., зам. директора МГДД(Ю)Т, д.пед.н.; Кочнева С.В., зам. директора Центра внешкольной работы ЮЗАО г.Москвы.
2. Дополнительное образование как фактор преодоления мировоззренческой неустойчивости подрастающего поколения - Вафина С.М., зам. директора Минского государственного Дворца детей и молодёжи.
3. Из опыта работы по развитию познавательных способностей дошкольников - Васильева С.В., зам. директора Центра творчества детей и юношества «Сокол» г. Москвы.
4. Совершенствование социального опыта субъектов образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей - Черняева Т.Н., к.п.н, доцент Педагогического института СГУ им. Г.Чернышевского, г. Саратов.
5. Аэрокосмическое образование в МГДД(Ю)Т - Лысенко А.С., Пирогов Г.В, сектор аэрокосмического образования отдела патриотического воспитания и военно-прикладных видов спорта МГДД(Ю)Т.
6. Археоастрономия (астрономия древних) в естественнонаучном цикле дополнительного образования детей - Дмитриева Н.В., заведующая планетарием отдела астрономии и космонавтики МГДД(Ю)Т.
7. Специфика и проблемы детского технического творчества в Москве - Крылова В.А., зав. сектором отдела технического творчества МГДД(Ю)Т.
8. Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений деятельности Брянского областного Дворца детского и юношеского творчества им. Ю.А.Гагарина - Кашечко Г.И., директор Брянского областного Дворца детского и юношеского творчества им. Ю.А.Гагарина.
9. Коллекции центра экологического образования МГДД(Ю)Т - база учебного процесса и научно-практического образования - Пшеничнер А.Б., педагог-психолог центра экологического образования МГДД(Ю)Т, к.психол.н.
10. Городское методическое объединение как фактор профессионального роста педагогов - Данько Е.А, зав. отделом ГПМЦ МГДД(Ю)Т.
11. Формирование содержания профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования в педагогическом колледже - Борщук А.Л., преподаватель ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1», г. Пермь.
12. Опыт формирования позитивного имиджа учреждения дополнительного образования на примере Центра детского творчества г. Сургута - Горовая Е.А., директор Центра детского творчества, г. Сургут Тюменской обл.

Секция 3
«Социокультурная деятельность в дополнительном образовании
детей и детское общественное движение»
Ауд. 6-39 (хоровой класс)
Руководители секции:
Григорьев Сергей Владимирович - зав. центром празднично-игровой культуры и социокультурного развития МГДД(Ю)Т, к. психол. н.
Костьева Светлана Михайловна - зав. центром культурологического образования МГДД(Ю)Т.
План работы секции
1. Развитие социального творчества в процессе социокультурного проектирования - Голяндина И.Н., зав. отделом центра празднично-игровой культуры и социокультурного развития (ЦПИКиСКР); Шведовский О.В. , зав. лабораторией ЦПИКиСКР, к.психол.н.; Лаврова Л.Г., зав. сектором ЦПИКиСКР МГДД(Ю)Т.
2. Опыт взаимодействия учреждения высшего профессионального и дополнительного образования по совершенствованию культурно-образовательной среды - Иванцова И. Е., директор Дворца творчества детей и молодежи, к.п.н., г. Саратов.
3. Центр технического творчества и досуга школьников: от социокультурной системы округа Майская горка к социокультурной деятельности в городе Архангельске - Борисова А.Б., зам. директора МОУ ДОД ЦТТ, г. Архангельск.
4. Социокультурные и художественно-педагогические основания проектирования развития празднично-игровой среды детства - Григорьев С.В., зав. центром празднично-игровой культуры и социокультурного развития МГДД(Ю)Т, к.психол.н.; Куранова Л.Н., художник-дизайнер МГДД(Ю)Т.
5. Развитие этнокультурного образования как социокультурный проект - Лукьяненко И.Р., зав. отделом ЦПИКиСКР МГДД(Ю)Т.
6. Социальные инициативы детей и молодежи в Москве: проблемы, тенденции, перспективы - Андреев К.А., зав. сектором центра культурологического образования МГДД(Ю)Т.
7. Детская общественная организация «Инициатива» - Оглоблина Е.А., зам. директора Центра творчества детей и юношества «Сокол», г. Москва.
8. Опыт взаимодействия учреждения дополнительного образования и детских общественных объединений - Лагода И.В., центр культурологического образования МГДД(Ю)Т.
9. Опыт работы детских общественных объединений в системе социального воспитания по месту жительства - Круглов В.В., руководитель ДОО «П/Д «Сигнальщики», главный редактор журнала «Воспитание в школе», к.п.н.
10. Социокультурное проектирование и культурно-досуговая деятельность в центре художественного образования МГДД(Ю)Т - Розов С.В., художественный руководитель центра художественного образования МГДД(Ю)Т.
11. Организационные и методические проблемы проведения игровых программ и фестивалей игр - Доброва И.В., зав. методическим кабинетом центра празднично-игровой культуры и социокультурного развития МГДД(Ю)Т.
12. Социокультурная деятельность учреждения дополнительного образования детей: опыт реализации конкурсно-выставочных проектов для детей и молодежи - Ляпунова С.И., зам. директора Дома пионеров и школьников «Севастополец», г. Москва.
13. Комплексная программа «Праздники Детства» как методологическая основа развития празднично-игровой культуры в МГДД(Ю)Т - А.С.Фролов, главный режиссер МГДД(Ю)Т, к.пед.н.
14. Социокультурная среда в условиях учебно-исследовательской экспедиции как фактор развития творческой деятельности школьников - Шевяхова Л.В., зав. лабораторией центра экологического образования МГДД(Ю)Т.
 
Секция 4
«Современные образовательные технологии:
опыт МГДД(Ю)Т и других образовательных учреждений»
Малый зал
Руководители секции:
Леонтович Александр Владимирович - директор Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, к. психол. н.
Обухов Алексей Сергеевич - методист Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, зав. каф. психологии образования МПГУ, к. психол. н., профессор
План работы секции
1. Понятие образовательной технологии и практика развития научно-практического образования - Леонтович А.В., директор ДНТТМ МГДД(Ю)Т, к. психол. н.
2. Психологическое обеспечение современных образовательных технологий - Обухов А.С., методист Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, зав. каф. психологии образования МПГУ, к. психол. н.
3. Исследовательская деятельность обучающихся как инновационная образовательная технология: проблемы и тенденции - Анисимова Е.И., зав. сектором центра культурологического образования МГДД(Ю)Т.
4. Проектная деятельность - приоритетное направление в реализации образовательных программ Центра творчества детей и юношества «Сокол» - Балебанова Е.В., руководитель структурного подразделения ГОУ Центр творчества детей и юношества «Сокол», к. х. н., г. Москва.
5. Использование ТРИЗ-технологий при работе с детьми в оздоровительно-образовательном лагере «Сибирская сказка» - Мешков А.В., директор ДООЦ «Сибирская сказка», Мешкова С.И., к.п.н., доцент кафедры НиДО МАОУ ДПО ИПК, г. Новокузнецк, Кемеровская область.
6. Игровые технологии в организации круглогодичной экскурсионно-краеведческой игры "Чуден град Москов" в логике этнокультурного образования - Хохлова Т.А., методист отдела этнокультурного образования центра празднично-игровой культуры и социокультурного развития МГДД(Ю)Т.
7. Свободное программное обеспечение - Петроченко А.В., методист, Сигачев А.С., педагог дополнительного образования Детского центра технического творчества, г. Москва.
8. Информационные технологии в дополнительном образовании детей - Хорец В.А., руководитель информационного ресурсного центра МГДТДМ «На Полянке», г. Москва.
9. Информатизация образовательной деятельности Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко - Рогожина В.Н., зав. отделом Центра информатизации образования ООДТДМ им. В.П.Поляничко, д. п. н., г. Оренбург.
10. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в области компьютерных информационных технологий - Козлова И.Ю., зав. сектором отдела оборонно-массовой работы и технических видов спорта МГДД(Ю)Т.
11. Организация проектной деятельности учащихся по разработке сайтов - Росс В.С., педагог ДО отдела оборонно-массовой работы и технических видов спорта МГДД(Ю)Т
12. Научно-практическое образование в области физики: синтез подходов систем общего и дополнительного образования - Жужман И.В., зав. сектором центра экологического образования МГДД(Ю)Т.
13. Научно-практическое образование в центре художественного образования МГДД(Ю)Т - Лебедева Е.Е., зав. отделом ЦХО МГДД(Ю)Т.
14. Организация практикоориентированного обучения - Смирнов И. А., методист Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, к.б.н.; Цветков А. В, заведующий сектором Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, к.б.н.

Секция 5
«Роль дополнительного образования детей в формировании единого образовательного пространства на основе развития сетевого и межведомственного взаимодействия» -
Ауд. 1-18
Руководители секции:
Василевская Елена Владимировна - директор Центра развития методической работы в системе образования, доцент кафедры образования взрослых АПК и ППРО РФ, методист ГПМЦ МГДД(Ю)Т, к.п.н.
Щетинская Анна Ивановна - генеральный директор Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, д.п.н., профессор
План работы секции
1. Роль дополнительного образования в формировании единого образовательного пространства на основе сетевого взаимодействия. - Василевская Е.В., директор Центра развития в системе образования АПКиППРО, методист ГПМЦ МГДД(Ю)Т, к.пед.н.
2. Роль и место учреждений дополнительного образования в создании единого образовательного пространства Северного учебного округа города Москвы - Дёмина Г. И., руководитель структурного подразделения Методического центра Северного округа г. Москвы.
3. Стратегические приоритеты развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области - Щетинская А.И., генеральный директор Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, д.п.н., г. Оренбург
4. Сетевое развитие учреждений дополнительного образования детей - Семенова Людмила Анатольевна, руководитель лаборатории электронных СМИ Центра информатизации образования ООДТДМ им. В.П. Поляничко, главный редактор регионального образовательного портала «Внешкольник.ru», г. Оренбург.
5. Партнерство педагогического вуза и Дворца творчества детей и молодежи в аспекте профессиональной социализации будущих педагогов - Митрофанова Л.М., зам. директора Дворца творчества детей и молодежи, к.п.н., г. Саратов.
6. Центр «Преображение» Дворца детского (юношеского) творчества г. Владимира - составная часть единой системы непрерывного образования и воспитательного пространства города - Григорьева Т.В., директор ДДюТ, г. Владимир.
7. Формы взаимодействия ДДюТ г. Владимира с общеобразовательными учреждениями по формированию единого воспитательного пространства - Шаршина Т.Б., зам. директора ДДюТ, г. Владимир.
8. Обеспечение преемственности в обучении на основе интеграции дополнительного и начального школьного образования - Зорина М.Ю., педагог дополнительного образования МОУ ДОД Центра детского творчества, г. Тутаев
9. Блогосфера художественного образования в МГДД(Ю)Т (о роли ИКТ в формировании открытого образовательного и методического пространства художественно-эстетической направленности) - Лебедь Н.Н., зав. кабинетом Центра художественного образования МГДД(Ю)Т.

 

© ГБПОУ "Воробьевы горы" 2017