28 февраля 2012 года


Круглый стол «Проблемы развития лицейского образования».

Дата: 28 февраля 2012 года

Место проведения: Миусская площадь, д.7, зал Совета, начало в 17:00

Организаторы: Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования совместно с общероссийской общественной организацией - Общероссийским общественным Движением творческих педагогов «Исследователь».

Ведущие: Л.Н.Духанина, А.В.Леонтович, А.С.Обухов.

Приглашенные: руководители образовательных и научных учреждений, представители общественных организаций и экспертного сообщества в сфере полного общего (среднего) образования, руководители и педагоги лицеев.
Количество участников: до 50 чел.

Обоснование проведения: Современное лицейское образование в России и Москве имеет уже более чем 20-летнию историю. Этот «возраст» требует осмысления особенностей современных принципов и способов построения лицейского образования. Что такое лицейское образование сегодня? - вопрос, требующий специального анализа и обсуждения. В какой мере и как сохраняются традиции лицейского образования России XIX века в современных лицеях? Какие появились новые идеи и принципы организации лицейского образования сегодня? Каков сейчас лицейский дух? Какое место должны занимать лицеи в системе образования и в социуме в ближайшем будущем?
В октябре 2011 года Департамент образования города Москвы совместно с Общероссийским общественным Движением творческих педагогов «Исследователь», Московским педагогическим государственным университетом и рядом московских лицеев провели Городскую научно-практическую конференцию «Лицейское образование: вчера, сегодня, завтра», посвященную 200-летию со дня открытия первого лицея в России. На конференции был поднят целый ряд вопросов, связанных с определением специфики современного лицейского образования; перспектив развития образовательных учреждений, дающих учащимся повышенный уровень общего полного (среднего) образования; принципов взаимодействия таких учреждений с вузами, научными и производственными учреждениями и организациями; особенностей финансирования учреждений в условиях пилотного проекта и планируемого введения ФГОС на старшей ступени и т. д.

Дискуссия показала, что в настоящее время необходимо более четкое определение роли, места, функций лицеев в системе образования; модели работы лицея в современных финансово-экономических условиях; наиболее важных направлений развития содержания лицейского образования в соответствии с приоритетами экономической политики государства.

Ряд лицеев выступил с инициативой создания Ассоциации московских лицеев, на которой лицейское сообщество могло бы обсуждать актуальные проблемы развития лицейского образования, среди которых: авторская концепция и уникальность лицеев; атмосфера творчества и созидательной деятельности как основы общности лицея; академизм и исследовательский подход в лицейском преподавании; авторские курсы и авторское изложение; учебные пособия как приложение к диалогу ученика и учителя; связь лицея с вузами, наукой, учреждениями культуры, производством; построение индивидуальной образовательной траектории для учащихся в лицеях на основе создания ситуации выбора; межкультурное взаимодействие; общечеловеческие ценности и культурная уникальность образовательной среды лицеев; вызовы времени и развитие концепции лицейского образования и др.

На круглом столе планируется обсудить перспективы и главные ориентиры в развитии лицейского движения в Москве и перспективы создания Ассоциации московских лицеев.

Итоговый документ: предложения по развитию концепции лицейского образования в Москве.
© ГБПОУ "Воробьевы горы" 2017